ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, результаты которого необходимы для поступления в вузы на такие специальности, как «Филология», «Лингвистика», «Музыкально-театральное искусство», «Журналистика», «Телевидение», «Живопись», «Дизайн», «Музыковедение» и другие.
Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла.
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. На ее выполнение отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 содержит задания по анализу литературных произведений. Задания 1-9 относятся к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, словосочетания или последовательности цифр, и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Задания 10-16 относятся к лирическому произведению: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).
В части 2 необходимо выбрать один из четырех вопросов (17.1–17.4) и написать полноформатное развернутое высказывание на литературную тему – сочинение.
На ЕГЭ проверяются уровень владения теоретико-литературными понятиями, а также знание истории отечественной литературы (от «Слова о полку Игореве» до произведений современной литературы). Материал экзамена в основном базируется на программе 9–11 классов (курс на историко-литературной основе), некоторые произведения (например, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина) берутся из программ более ранних классов. Список произведений, которые могут встретиться в заданиях контрольных измерительных материалов, содержится в кодификаторе элементов содержания по литературе на сайте ФИПИ.
В ЕГЭ 2018 года были усовершенствованы критерии оценивания развёрнутых ответов. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.
Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи). Это расширит диапазон возможностей экзаменуемого в выборе литературного материала для написания сочинения.
При выполнении экзаменационной работы следует оптимально распределить свое время: ответы на задания с кратким ответом должны занять не более трети времени, отведенного на всю работу. Особое внимание следует уделить заданию 4 (установление соответствия), так как оно требует хорошего знания сюжета и образной системы произведения, а также заданию 13 (выбор изобразительно-выразительных средств из предложенного списка), успешность выполнения которого зависит не только от уровня владения литературоведческой терминологией, но и от способности оценивать художественные достоинства поэтического текста.
Выполняя задания с развернутым ответом, необходимо внимательно прочитать их формулировки, выделив в них главные, ключевые смыслы и стремясь дать прямой ответ на поставленный вопрос. Обращаясь к литературному контексту (задания 9, 16), следует найти убедительное основание для литературного сопоставления, избегая искусственных привязок для сравнения. Работая над сочинением, важно продумать его композицию и тот объем литературного материала, который необходим для полноценного раскрытия темы. Не следует забывать и о грамотном речевом оформлении своего текста.
Самой сложной и ответственной частью экзамена по литературе остается сочинение. Главным критерием его успешного выполнения является соответствие созданного на экзамене текста-рассуждения предложенной теме. Без глубокого осмысления темы невозможно ее полноценное раскрытие, в связи с чем необходимо прежде всего продумать общую стратегию работы: подобрать тезисы для вступительной и заключительной части, выстроить логику основного рассуждения, привлечь необходимый цитатный материал. Баллы за выполнение данной части экзаменационной работы могут быть «потеряны» из-за недостаточного владения литературоведческой терминологией (а она необходима при анализе текста), невнимания к тексту рассматриваемого произведения (отсутствие цитат, ссылок на эпизоды, характеристик персонажей и тому подобного), искажения авторской позиции, нарушения логики, фактических ошибок, речевых погрешностей.
Зачастую причиной ошибок, допущенных по невнимательности, является поверхностное прочтение инструкций к заданиям или уточнений и рекомендаций внутри самих заданий. В итоге требования к заданиям сопоставительного характера нередко выполняются лишь частично (к примеру, задание ориентирует на привлечение для сравнения произведений русских поэтов, но экзаменуемый, тем не менее, включает в анализ тексты прозаиков).
Формулировка задания с кратким ответом, связанная с определением стихотворного размера, включает рекомендацию: «без указания количества стоп». В результате некоторые ответы содержат именно это указание, а сам размер остается неназванным. Задание 13 (множественный выбор из списка) ориентировано либо на весь текст стихотворения, либо на его часть (конкретная строфа). Это уточнение нередко игнорируется, и поиск художественных приемов производится в рамках полного текста, а не его части (реже наоборот).
Таким образом, речь идет о необходимом «погружении» в суть предложенных заданий и условия их выполнения. Данный навык успешно отрабатывается на этапе подготовки к экзамену.
Желаем успеха на экзамене!
Источник: http://ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=25621